22:34, 27 фев 2013
одни из самых красивых строчек в русской поэзии появились, благодаря тому что лермонтов нередко допускал ошибку в склонении имен существительных 2-го лица с окончанием на -мя, редуцируя флексию.
самый знаменитый пример:
Не встретит ответа
Средь шума мирского
Из пламя и света
Рожденное слово
по правилам, разумеется, следовало написать "из пламени", но тогда поломался бы размер.. к слову, редчайший в русской поэзии, двустопный амфибрахий, и чудо этого стихотворения еще и в том, что лермонтов наполнил ассоциативное поле этого размера (по умолчанию тяжеловесного, повествовательного, интонационно нисходящего) новой парадоксальной и несвойственной ему легкостью, нервностью и пламенностью, если угодно..
по свидетельству редактора "отечественных записок" краевского, лермонтов допустил эту ошибку бессознательно, и когда тот с панаевым ему указали на нее, он очень сокрушался и даже пытался переделать строфу, искал замены, но безуспешно.. краевскому, впрочем, чувство меры и стиля не отказало, и он неожиданно воскликнул, что напечатает стихотворение именно так, с ошибкой, убежденный, что с ошибкой оно звучит еще красивее.. расстроенный лермонтов, если верить краевскому и панаеву, в конце концов махнул рукой и сказал, выходя из комнаты: "черт с вами, делайте, как хотите!"
это грамматика, а по части стилистических ошибок у гениев русской словесности так вообще караул, у того же лермонтова можно вспомнить "гриву на спине львицы", у тютчева пробивающиеся из-под снега ландыши, все перлы пушкина сейчас просто не вспомню, но там тоже мама-не-горюй.. если же взять платонова, то у него ошибка словоупотребления и вовсе является едва ли не самым главным средством в конструировании смыслов.. собственно, вся стилистика платоновской фразы построена на нарушении нормы словоупотребления..
аналогично искусствоведам известна знаменитая ошибка рафаэля, которую тот допустил в картине "мадонна со стулом": рука младенца, если воспроизвести воображемую линию его руки, которая по композиции частично закрыта от наблюдателя телом девы марии, на самом деле как бы проходит сквозь ее плоть, что, разумеется, является нарушением законов рисунка, и, если вдуматься, равным образом противоречит законам физики.. увы, в данном случае остается неизвестным, допустил эту ошибку рафаэль осознанно или неосознанно, по наитию.. загадка тем более завораживающая, если мы вспомним,что рафаэль был технически самым совершенным художником в истории итальянского возрождения, но именно последнее обстоятельство парадоксальным образом скорее убеждает нас в том, что перед нами интуитивное откровение гения, нежели рациональный расчет, которому рафаэль, как известно, был не чужд..
p.s. забавно в этом смысле, конечно, как претензии по части стилистики были обозначены в качестве орфографического конфуза, что однако не помешало самому автору топика совершить в своих семи не самых длинных строчках более десяти именно орфографических ошибок.. ну, нормуль, зачОт..
i have seen you all..